49. Бытие человека и модусы человеческого существования (любовь, страх, игра, вина и др.)

При этом мера индивидуальности напрямую зависит от ее универсальности: Механизмы социокультурной детерминации личности могут быть рассмотрены в трех основных аспектах: Генетические факторы связаны преимущественно с процессами социализации личности, функциональные — описывают основные формы жизнедеятельности человека, а телеологические — его исходные ценностные ориентации, определяющие смысл и цели существования. Социализация представляет собой процесс приобщения человека к определенной социальной среде, овладения им необходимыми навыками и знаниями. Основное значение в этом процессе принадлежит периоду раннего детства, когда ребенок осваивает язык, необходимые нормы поведения и общения. Особую роль здесь играет семья как исходная социальная группа, в миниатюре воспроизводящая все общественные связи и отношения. Формирование наиболее глубинных ценностных установок во многом зависит от опыта детского восприятия родителей и их отношений. Некоторая ситуативность и стихийность социализации в рамках семьи обязательно корректируется обществом посредством такого специального института, как образование. В широком смысле образование — это социально-исторический механизм целенаправленной, системной трансляции знаний от поколения к поколению. Фактически именно образование регулирует процесс перехода от ребенка к взрослому, а его целью является формирование не только необходимого для той или иной культуры уровня знаний, но и соответствующей системы мировоззрения.

Социокультурные модусы человеческого бытия

Экзистенция — способ бытия человека. Впервые применил Серен Кьеркегор — — датский теолог, философ, писатель. Идейные истоки — учение С.

Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или Основные функции страха и сопутствующих ему эмоциональных Способы, регуляторы и результаты человеческого существования менялись. . Страх понимается и как одно из возможных состояний человеческого бытия.

Феномен тревоги как модус человеческого существования -- [ Страница 2 ] -- Обращение к феноменологическому методу в работе позволяет из множества явлений тревоги обнаружить и истолковать сущностное ядро феномена. Теоретико-методологическими ориентирами понимания социально-феноменологических характеристик тревоги послужили труды Г. В инструментарии исследования важное место занимают элементы герменевтической методологии, основные принципы которой заложены Ф. Дильтеем, и, в особенности, М.

Понимающие процедуры являются методологически необходимыми при исследовании многообразных интерпретаций феномена тревоги. Значимым методологическим дополнением послужили такие частнонаучные концепции, как социокультурная теория К. Хорни, теория первичной травмы О. Ранка, психоаналитическая диагностика Н. Теоретическая значимость Выявлен и характеризован источник тревоги — ответ самосознания на конфронтацию человека с неустранимыми экзистенциальными данностями.

Определены место и роль тревоги в ценностной регуляции социального поведения человека. Фундаментальные потребности проецируются человеком в социальную среду, где они обретают субъективное, индивидуальное содержание, обращаются в социальные потребности, и тем самым детерминируют ценностную иерархию. Интенсивность переживания тревоги пропорциональна степени субъективной значимости того содержания, которое попадает под удар.

В работе показано, что с развитием самосознания возрастает способность осознавать и переживать тревогу, совершенствуются социальные формы ее проявления; расширяется спектр переживания, приобретая новые эмоциональные и семантические оттенки.

Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви — к ответственности. Любящий человек чувствует себя ответственным за всех ближних, как за самого себя. Ответственность в отношениях между матерью и ребенком побуждает мать к заботе, главным образом, о физических потребностях ребенка.

При этом изначальным и подлинным бытием признается только Основные модусы человеческой экзистенции: забота, страх, совесть.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Направление в философии, которое признает лишь индивидуальную духовную жизнь,"человеческое существование" и стремится доказать бессмысленность жизни, бесплодность общественной деятельности и т. Энциклопедический словарь, г. Идейные истоки - учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм К. Бубер и атеистический М.

Шпаргалка по философии

Бытие человека и модусы человеческого существования любовь, страх, игра, вина и др. Любовь — активная заинтересованность в жизни и в развитии того, что мы любим. Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви — к ответственности. Любящий человек чувствует себя ответственным за всех ближних, как за самого себя.

Проблема страха как важного модуса социального бытия, организации ха сформировалась в ходе филогенеза человеческого рода и генетически мировался на основе инстинкта самосохранения, но постепенно приобрёл.

Основные модусы человеческого бытия 3. Феномены тела и телесности человека Понимание человека как единства тела, души и духа позволяет выделить такие три основные проекции его существования, как материально-природную, экзистенциально-личностную и социокультурную. Материально-природная проекция фокусируется во многом в опыте тела, которое выступает как продукт эволюции, подчинено общим законам жизни и ориентировано на удовлетворение естественных потребностей.

Современная наука накопила огромный материал, подтверждающие несомненную значимость биологических факторов в человеческой судьбе. Наиболее впечатляющими здесь выглядят открытия в области генетики, свидетельствующие о том, что около 40 процентов своих качеств человек приобретает посредством генетического наследования. Особенности конституции и темперамента, спектр психических задатков и способностей, склонность к тем или иным заболеваниям, — составляют перечень лишь основных, но достаточно существенных для личности характеристик, предзаданных природой.

Вместе с тем редукция человека исключительно к природно-генетическим факторам не представляется правомерной. Уже психоанализ указал на слабость и несовершенство человеческих инстинктов по сравнению с животными, которые действительно получают комплекс готовых программ поведения, позволяющих им достаточно быстро адаптироваться к внешней среде. Сам факт вертикального положения человека говорит о том, что биологическое в человеке радикально трансформируется культурой и обществом, а тело выступает как продукт не только природной, но и социальной эволюции.

Наблюдаемые сегодня процессы акселерации, увеличение средней продолжительности жизни, перспективы клонирования и трансплантации органов опровергают бытовавшую ранее истину о том, что с завершением антропогенеза и началом истории биологическое развитие человечества как вида прекратилась.

- открытая библиотека учебной информации

Социокультурные модусы человеческого бытия Важнейшими формами бытия человека выступают труд, мышление, речь, нравственность, воля, предметно-практическая деятельность, практика социального созидания, политическая деятельность, самосозидание. Одним из модусов человеческого существования является отчуждение. Феномен отчуждения характеризует ситуацию, когда, во-первых, созданное человеком так или иначе противостоит ему; во-вторых, когда какие-либо явления и отношения в искаженном сознании людей превращаются в нечто иное, чем они являются сами по себе.

Бубер назвал три сферы отчуждения: Государственные и общественные институты изображаются как враждебные человеку силы.

Страх есть один из основных феноменов человеческого существования, .. Так, страх, как модус находимости бытия, является способом понимания его .

Экзистенциальные модусы существования человека Основные понятия: Истоки и смысл экзистенциализма. Экзистенциализм в качестве одного из ведущих направлений в философии ХХ века берет свои истоки в русской религиозной философии Н. Также в качестве идейных истоков экзистенциализма рассматривается философия датского мыслителя Серена Кьеркегора. Кьеркегор, критикуя Гегеля за растворение человеческой субъективности в истории мирового духа, говорит о необходимости познания субъективности как экзистенции в ее конкретности.

На жизненном пути человека Кьеркегор различает три стадии: Религиозная вера понимается Кьеркегором как парадоксальное, нелогичное переживание одновременно и неповторимости собственной экзистенции и безмерности Бога. Согласно датскому философу, Бог не является ни логосом, ни абсолютным духом истории, ни какой-либо абсолютной сущностью. Бог есть высший нравственный судья, считал Кьеркегор, поэтому он спросит только об одном: Выбор самого себя — таково подлинное содержание принципа, который Бог обращает к человеку, и каждый предстанет перед ним как абсолютно одинокое существо, несущее в себе всю свою правду.

Экзистенциалисты не пытались проникнуть в методологические тайны науки, раскрыть природу морали, искусства или религии или предложить глобальные метафизические системы.

ОСНОВНЫЕ МОДУСЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Несомненно следует различать религиозную, теологическую и философскую веру. Если научная вера отличается смысловой строгостью, всеобщей значимостью и эмпирической достоверностью, то философская вера отличается субъективно-личностными, мировоззренческими установками, интуитивно-творческим потенциалом. С точки зрения К. Надежда—ожидание блага, осуществления желаемого. В античности сформировалась в некотором смысле негативное представление о надежде, вследствие того, что она воспринималась как добровольный самообман и иллюзия.

всю полноту «истинного бытия», полноту собственного, уникального бытия, основные модусы человеческого существования — забота, страх.

Эволюция представлений о тревоге в истории философской мысли 1. Тревога в психоаналитических концепциях. Динамика переживания и проявления онтологической тревоги в контексте влияния социальных факторов. Конструктивные и деструктивные формы проявления тревоги в социуме. Феномен тревоги чаще рассматривается с позиций частнонаучных исследований человека в рамках биологии, психофизиологии, фармакологии и психиатрии, психологии, социологии.

Частнонаучные исследования, как правило, эмпирически раскрывают отдельные аспекты феномена тревоги как несамостоятельного состояния, но в большинстве своем не предлагают системной комплексной характеристики феномена тревоги и ее экстрабиологической социальной специфики. Исследование феномена тревоги ввиду его сложности и многоаспектности требует интеграции эмпирического и теоретического знания, что возможно на основании социально-философского подхода к проблеме.

Растущее внимание социально-философских исследований к феномену тревоги убеждает в том, что востребован современный взгляд на проблему тревоги и поиск ее решений. Важным для преодоления в рамках социально-философского исследования аспектной ограниченности частнонаучного изучения проблемы тревоги становится выявление онтологического основания, интегрирующего различные аспекты исследования тревоги. Обращение к онтологии социальных феноменов присутствует в работах целого ряда авторов, рассматривающих экзистенциально-социальную проблематику М.

Модусы человеческого существования

В жизни каждого человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек, по-видимому, единственный представитель земной фауны, который знает о неизбежности смерти и понимает ее значение небытия животные могут интуитивно чувствовать, предчувствовать Нечто смерть? Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.

Страх перед небытием заставляет искать смысл жизни.

Философия и основные формы духовной культуры: наука, искусство, мораль, религия. . Социокультурные модусы человеческого бытия. .. Модусы человеческого бытия (любовь, страх, совесть, вина, одиночество и др.). 3.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Новосибирского технического университета. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук, доцент И. Вальдман Общая характеристика работы Актуальность исследования Проблема тревоги специфически отражается в присущей обыденному сознанию тенденции поиска способов не столько преодоления, сколько избавления от беспокойства. Феномен тревоги чаще рассматривается с позиций частнонаучных исследований человека в рамках биологии, психофизиологии, фармакологии и психиатрии, психологии, социологии.

Частнонаучные исследования, как правило, эмпирически раскрывают отдельные аспекты феномена тревоги как несамостоятельного состояния, но в большинстве своем не предлагают системной комплексной характеристики феномена тревоги и ее экстра-биологической социальной специфики. Исследование феномена тревоги ввиду его сложности и многоаспектности требует интеграции эмпирического и теоретического знания, что возможно на основании социально-философского подхода к проблеме.

Растущее внимание социально-философских исследований к феномену тревоги убеждает в том, что востребованы современный взгляд на проблему тревоги и поиск ее решений. Важным для преодоления в рамках социально-философского исследования аспектной ограниченности частнонаучного изучения проблемы тревоги становится выявление онтологического основания, интегрирующего различные аспекты исследования тревоги.

Обращение к онтологии социальных феноменов присутствует в работах целого ряда авторов, рассматривающих экзистенциально-социальную проблематику М. Выявление онтологического статуса феномена тревоги предполагает его трактовку как неустранимого специфически человеческого модуса существования, и вместе с тем, отказ от тщетных попыток устранения данного переживания. Феномен тревоги, будучи имманентным человеческому существованию, все же не является следствием одних лишь частных субъективных качеств человека и особенностей психики.

Человеческое существование и его модусы

Перейти к содержимому Важнейшими формами бытия человека выступают труд, мышление, речь, нравственность, воля, предметно-практическая деятельность, практика социального созидания, политическая деятельность, самосозидание. Одним из модусов человеческого существования является отчуждение. Феномен отчуждения характеризует ситуацию, когда, во-первых, созданное человеком так или иначе противостоит ему; во-вторых, когда какие-либо явления и отношения в искаженном сознании людей превращаются в нечто иное, чем они являются сами по себе.

анализу человека, в основе которого лежит исследование экзистенции как уни- ка», «модус человеческого существования», «модус бытия индивидо А. С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх.

Общая характеристика работы Актуальность исследования Проблема тревоги специфически отражается в присущей обыденному сознанию тенденции поиска способов не столько преодоления, сколько избавления от беспокойства. Феномен тревоги чаще рассматривается с позиций частнонаучных исследований человека в рамках биологии, психофизиологии, фармакологии и психиатрии, психологии, социологии. Частнонаучные исследования, как правило, эмпирически раскрывают отдельные аспекты феномена тревоги как несамостоятельного состояния, но в большинстве своем не предлагают системной комплексной характеристики феномена тревоги и ее экстра-биологической социальной специфики.

Исследование феномена тревоги ввиду его сложности и многоаспектности требует интеграции эмпирического и теоретического знания, что возможно на основании социально-философского подхода к проблеме. Растущее внимание социально-философских исследований к феномену тревоги убеждает в том, что востребованы современный взгляд на проблему тревоги и поиск ее решений. Важным для преодоления в рамках социально-философского исследования аспектной ограниченности частнонаучного изучения проблемы тревоги становится выявление онтологического основания, интегрирующего различные аспекты исследования тревоги.

Обращение к онтологии социальных феноменов присутствует в работах целого ряда авторов, рассматривающих экзистенциально-социальную проблематику М. Выявление онтологического статуса феномена тревоги предполагает его трактовку как неустранимого специфически человеческого модуса существования, и вместе с тем, отказ от тщетных попыток устранения данного переживания.

Феномен тревоги, будучи имманентным человеческому существованию, все же не является следствием одних лишь частных субъективных качеств человека и особенностей психики. Каждой социально-исторической эпохе присуще то или иное совокупное содержание опасностей, специфически рефлексируемых в общественном сознании, которые актуализируют тревогу. Та же обусловленность реальностями эпохи имеет место и в отношении механизмов преодоления, и форм проявления тревоги.

Тревога, одиночество, абсурдность собственного бытия, чаще воспринимаемые как сугубо субъективные переживания индивидуальной жизни человека, могут выступать симптомом специфической социально-историчес- кой, социально-культурной ситуации. Таким образом, актуальность социально-философского исследования феномена тревоги оправдана еще с точки зрения определения его прогностической способности как симптома грядущих масштабных перемен в обществе.

Экзистенциалисты

Фромм Эрих Зелигманн . Что такое модус бытия? Большинство из нас знают больше о модусе обладания, чем о модусе бытия, так как в нашей культуре модус обладания встречается гораздо чаще. Однако нечто более важное затрудняет определение модуса бытия по сравнению с модусом обладания, а именно сама природа различия между этими двумя способами существования. Обладание относится к вещам, а вещи стабильны и поддаются описанию.

Бытие же относится к опыту, а человеческий опыт в принципе невозможно описать.

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ «СТРАХ», «УЖАС» И «ТРЕВОГА» КАК МОДУСЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ. Интерпретация феноменов страха.

При этом мера индивидуальности напрямую зависит от ее универсальности: Механизмы социокультурной детерминации личности бывают рассмотрены в трех базовых аспектах: Основное значение в этом процессе принадлежит периоду раннего детства, когда ребенок осваивает язык, необходимые нормы поведения и общения. Фактически именно образование регулирует процесс перехода от ребенка к взрослому, а его целью является формирование не только крайне важного для той или иной культуры уровня знаний, но и соответствующей системы мировоззрения.

Образование включает в свою структуру не только познавательно-информационные, но и социально-институциональные моменты, куда входят как конкретные образовательные институты школы, университеты, академии и т. К примеру, современная общеобразовательная школа возникла не только благодаря тенденциям демократизации общества, но и как механизм обеспечения массового промышленного производства.

Разведопрос: Анатолий Вассерман про мировую обстановку, социализм и Собянина